Муниципальный открытый (дистанционный) педагогический совет - 2023
«Управленческие механизмы методического сопровождения и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников»
22 мая – 30 июня 2023 г.
Цель: Повышение эффективности методического сопровождения педагогических работников в соответствии с современными вызовами в образовательной среде.
Задачи:
1. Совершенствовать систему адресного методического сопровождения педагогических работников, способствующую устранению профессиональных дефицитов, выявленных на основе диагностики профессиональных компетенций.
2. Активизировать взаимодействие методических служб ОО, муниципальных методических объединений с целью выявления и тиражирования эффективных практик методической работы.
3. Развивать систему наставничества в качестве системообразующей технологии и ключевого элемента новой динамичной методической системы, обеспечивающей возможности для своевременной адаптации педагогов к меняющимся условиям.
Эффективные формы наставничества. Русских Анна Владимировна (DOCX, 0.02 Мб.)

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
А.Дистервег

Как организовать дистанционное обучение в начальных классах? Как создать необходимую образовательную среду во время дистанта и мотивировать учеников? Как спланировать и провести урок так, чтобы он был полноценным, увлекательным, интересным? Какие дистанционные платформы и ИКТ-инструменты будут самыми эффективными для этого? Как решить возникающие на каждом шагу проблемы? Когда учишь маленьких непосед, возникает много вопросов. Новые технологии предоставляют новые возможности, но чтобы они стали реальностью, нужна последовательная и целенаправленная работа по их внедрению в образовательный процесс. Дистанционные уроки и занятия – очень сложная, увлекательная работа, таящая в себе много нового. Поле дистанционного обучения огромно. Мы только начинаем этот путь.
Учителя начальной школы МБОУ "Гимназия №2" подошли к дистанционному образованию творчески, с интересом и делятся своими впечатлениями и опытом...
«Мы это сделали!», или плюсы и минусы дистанционного обучения.
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь
В.Ключевский
Мы, как и все учителя, находимся в постоянном поиске новых и эффективных методов обучения – этого требует время, сегодняшний день.
В нашу жизнь ворвался Интернет и прочно в ней закрепился. Всемирная паутина открыла для нас огромные возможности. Мы, совершенствуя свой профессионализм, все чаще испытываем потребность в методической поддержке по проведению уроков с применением сетевых и дистанционных технологий. Поэтому дистанционное обучение можно было бы назвать и «саморазвитием с применением онлайн-уроков». Но и это не плохо. Ведь, в таких сложных условиях, мы не сдались, а продолжали учить и учиться! Уча других, мы учимся сами! А для учеников это было своего рода урок жизни! И они тоже справились! Теперь точно можем сказать: «Мы это сделали!» И если вы с нами согласны, тогда прочтите наши статьи. прикрепленные ниже!
На странице нашего ШМО представлены статьи учителей математики, технологии и информатики, посвященные актуальной проблеме современного образования - дистанционному обучению. Основная задача статей - обосновать и аргументировать дистанционное обучение, как новую форму освоения математики, технологии и информатики. В статьях дан анализ использования Интернет-ресурсов для обучения математике и технологии, приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Педагоги показали, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение может рассматриваться как самостоятельная форма обучения, потому что обладает существенными отличиями, которые не могут быть реализованы в очном обучении.
Дистанционное обучение – это взаимодействие обучающихся и учителей между собой на расстоянии. Дистанционное обучение отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, средства обучения) и реализуется средствами Интернет-технологий и другими средствами, предусматривающими интерактивность. Учителя иностранных языков использовали различные платформы и методы для реализации дистанционного обучения. Так, для проведения уроков использовались Zoom, Якласс, РЕШ, интерактивная доска MIRO. Работать с лексикой продуктивно позволяли платформы Quizlet и Kahoot. Эффективным инструментом оценки уровня сформированности знаний показало себя компьютерное тестирование на Videouroki.net, Google Forms и др.
Читайте о нашем опыте в статьях, прикрепленных ниже.
Из опыта ШМО учителей естественнонаучного цикла
МБОУ «Гимназия №2 имени М.Грачева».
«Обучать — значит вдвойне учиться».
Жозеф Жубер
В условиях современного мира учитель должен обладать навыками, которые позволяют ему быстро реагировать на изменяющиеся условия. Иметь желание получать новые знания, умения и навыки, применять их в своей работе, воспринимать возникающие трудности как возможность получить эти новые знания, умения и навыки – вот основные приоритеты современного учителя.
Именно такими являются учителя естественнонаучного цикла МБОУ «Гимназия №2». Когда возникла необходимость перехода на дистанционное обучение, мы начали активно использовать в своей работе различные ресурсы для реализации полноценного образовательного процесса. На дистанционных уроках использовались различные формы и методы обучения, способствующие оптимальному изучению материала. За короткий промежуток времени обучения в форматах онлайн и офлайн можно сделать первые выводы о преимуществах дистанционного обучения и рисках, а так же путях их решения.
Учителями естественнонаучного цикла МБОУ «Гимназия №2» при проведении уроков использовались различные платформы и ресурсы:
Какие же можно сделать выводы, исходя из полученного опыта?
Лунина Л.В.,
учитель биологии
МБОУ «Гимназия №2»
Дистанционное обучение состоялось. Но как оно отразилось на интеллектуальном и личностном развитии учащихся?
1. Преимущества:
- Временная и вынужденная мера, как альтернатива очному обучению, которое невозможно в условиях пандемии.
- Если ребенку в обществе не комфортно, то дистанционное обучение - это хороший вариант, но и таким детям необходима социализация. Надо смотреть по каждому конкретному случаю.
- Экономия времени. Детям не нужно тратить время на дорогу до образовательной организации и обратно.
- Стопроцентная безопасность. Даже если в школе нет проблемы буллинга, всё равно детям не всегда комфортно. Домашняя среда защищает лучше.
2. Недостатки:
- Отсутствует живое общение не только с учителем, но и с одноклассниками, которое необходимо для формирования личности.
- Есть предметы, где важно личное взаимодействие, где у ребят отрабатываются гибкие навыки. Говорят, их можно продублировать онлайн, но, мне кажется, что это иллюзия. Процесс социализации проходит через непосредственное общение, и образование во многом завязано на общении. Да, можно обмениваться сообщениями, но интенсивность этого общения и его восприятие совершенно другое. Поэтому онлайн хорошо работает там, где нужна передача информации. В сложных аспектах образования онлайн значительно проигрывает.
- Ребятам дома заниматься сложно, есть много отвлекающих факторов, поэтому от них нужен высокий уровень сознательности. На дистанционном обучении ученикам приходиться больше работать самостоятельно, самим искать информацию.
- Для учеников есть риск не быть услышанными. Учитель может не уследить за всеми сообщениями.
- Дети сутками сидят за компьютером, а информации получают меньше.
- Низкая физическая активность, а движение необходимо для формирования здоровой личности.
- Родителям надо постоянно контролировать, иначе дети забывают очень быстро.
Сейчас появилось большое количество инструментов для дистанционного обучения. Как преподавателю выбрать из этого множества? Мною замечены следующие риски для педагогов:
- Неготовность учителей к дистанционной работе в силу возраста. Пожилых учителей нужно научить, показать, как это работает, и поддержать в первое время.
- Отсутствие единой оперативной, постоянной поддержки. Учитель должен иметь возможность задать вопрос и сразу получить ответ.
- Есть технические риски: что-то выключается, перестаёт работать, пропадает интернет. Сервисы не рассчитаны на огромное количество людей.
- Проблемы с контролем. Большой класс контролировать, как в школе не получается. Очень сложно отслеживать вовлеченность детей в процесс обучения. Большая часть контроля перекладывается на родителей. Они должны следить, чтобы дети выполняли все, что говорит учитель.
3. Пути решения выявленных проблем:
- Надо объяснить ученику, что дистанционное обучение — это не каникулы.
- Мне кажется, дети сами должны быть заинтересованы. Учителя продолжают ставить оценки и проверять знания. Когда ученики начнут получать плохие оценки, то поймут, что учеба продолжается.
- Нужно объяснить родителям, что контроль важен. Если ребенок пропустил онлайн-урок — это пропуск такой же, как в школе. Детям надо объяснить, что при пропуске им будут звонить, спрашивать о причине отсутствия на уроке. Затем родители должны объяснить это ребенку. Нужен строгий контроль. Учителя могут делать таблицы посещений, которые потом будут отправлять родителям.
- Есть разные дистанционные сервисы, но нет единой платформы. Необходимо запустить единую платформу и организовать обучающие курсы, чтобы подготовить учителей к работе на ней.
Евдокимова А.В.,
учитель биологии, педагог-психолог
МБОУ «Гимназия №2»
При переходе на дистанционное обучение я решила продолжить работу на платформе Якласс. Здесь мой класс начал работать ещё год назад. Все учащиеся были зарегистрированы и давно обучены работе с данным приложением, которое «привязано» к Школьному порталу и этим очень удобно. В период очного обучения мы использовали приложение на уроках для изучения нового материала. Например, выведение картинок на большой экран, разбор заданий и ответов на вопросы. Для проверки знаний учащихся использовался формат «Проверочные работы». Было замечено, что учащиеся охотно выполняют задания в Якласс. Возможно, потому, что сразу видят свой результат. Со временем, конечно, ученики научились «обманывать» приложение, делиться ответами и находить их в Интернете. И не беда. Все эти навыки: взаимодействие, поиск информации, оптимальных путей, экономия затрат относятся к так называемым «мягким навыкам», которые востребованы сейчас не меньше, чем предметные знания. Поэтому я не считаю это проблемой.
В Якласс для учащихся доступны 2 версии: бесплатная и по подписке. Учителю для составления работ нужна подписка. Учащиеся в бесплатном формате ограничены тем, что при неправильном ответе на вопрос не могут видеть в сноске объяснение и правильный ответ. То есть ищут его методом «проб и ошибок».
В формате дистанционного обучения, как и в очном формате, я использовала теоретические разделы Якласс для объяснения нового материала только на телеконференциях ZOOM. После объяснений мы использовали задания для проверки понимания материала. После этого учащиеся самостоятельно отрабатывали материал, выполняя тренировочные задания. В режиме отработки учащиеся могут неоднократно менять свои ответы, добиваясь правильного. И когда они этого добьются, учитель видит в таблице «100%».
Рощина Н.П.,
учитель химии
МБОУ «Гимназия №2»
Дистанционное обучение - оказалось вынужденной мерой во время пандемии. По получению знаний школьниками я никаких плюсов не вижу. Такой формат обучения может быть только временным, резервным. Но положительные моменты в этом обучении есть: возможность обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обучение по месту жительству в различных ситуациях, экономичность (дистанционное обучение дешевле обычного обучения).
Минусов гораздо больше! Отсутствие реального общения учеников и учителей. Малоподвижность, нагрузка на зрение. Обучение ведется в основном только в письменной форме. Необъективность оценки знаний! Отсутствие необходимой технической оснащенности. Химия знаковая система. Следовательно, нужна доска для проведения онлайн-уроков, которой все учащиеся класса могли бы свободно пользоваться. На платформе Фоксфорд задания не соответствуют программе учебника Рудзитис, по которому учатся в гимназии. В своей работе применяла: Видеоуроки, Скайп, WhatsApp. Многому хотелось бы научиться!
Симанкова Е.В.,
учитель физики
МБОУ «Гимназия №2»
В своей работе во время дистанционного обучения активно использовала интерактивную тетрадь Skysmart. Это отличный ресурс, огромная помощь учителю! К сожалению, основная часть заданий содержит материалы по программе только 4 четверти. На время карантина ресурс был предоставлен бесплатно. Если после дистанционного обучения материалы будут дополнены и останутся в свободном доступе, планирую использовать и в дальнейшем. Подробнее с моим опытом использования данного ресурса можно познакомиться здесь: Презентация_Интерактивная тетрадь Skysmart: особенности, функции и правила использования (из опыта работы) (PDF, 2.48 Мб.)
Маерина Ю.Д.,
учитель математики и физики
МБОУ «Гимназия №2»
Как и большинство моих коллег, для проведения онлайн-уроков, я использовала платформу ZOOM. Данная платформа оказалась самой популярной и востребованной при резком переходе на дистанционное обучение. Но, на мой взгляд, есть свои преимущества и недостатки в использовании не конкретного ресурса (потому что есть еще ряд программ, которые позволяют проводить онлайн-уроки), а в проведении дистанционных уроков в целом.
Для себя я выделила только одно преимущество в проведении дистанционных уроков. Это то, что у детей, в условиях, когда не проводятся очные уроки, есть возможность пройти материал, выслушать объяснения учителя и закрепить тему в дистанционном формате, насколько это возможно. В то же время есть ряд сопутствующих недостатков, таких как: низкое качество интернета или его отсутствие вовсе, наличие у детей устаревших мобильных устройств, через которые нельзя использовать необходимые приложения. Это только малая часть проблем, с которыми может столкнуться учитель при организации дистанционного обучения.
Если рассматривать проведение онлайн-уроков с позиции учителя, то для меня с технической точки зрения вопросов не возникло. Особой сложности в регистрации и проведении уроков не было, т.к. в наличии есть и хороший интернет, и современный компьютер. У меня возникла трудность в оценивании результатов работ детей. Во-первых, на уроках часто присутствовало меньше половины класса. Причины отсутствия разные: не работает интернет, нет компьютера, не захотел, забыл и т.п. Из тех учеников, что присутствовали на онлайн-уроках, некоторые были с выключенной камерой: у кого-то ее просто не было, кто-то не включал и говорил, что камера сломалась. Проверить действительно ли дети, у которых выключена камера, работают во время урока, а не сидят для «галочки» около компьютера, очень трудно. Во-вторых, невозможно оценить правильность выполнения заданий такими детьми. Можно, конечно, дать ребенку, у которого не включена камера, задание решить уравнение в приложении с помощью демонстрационной доски, но это занимает большое количество драгоценного времени. В-третьих, сложно втиснуть весь необходимый материал по теме урока в ограниченное количество времени – 30 минут. А еще нужно приветствовать детей, поговорить на отвлеченные или актуальные темы, впустить опаздывающих, решить технические проблемы (кому-то помочь включить звук или изображение). Также занимает время переход на показ презентации. Поэтому на урок остается чуть больше 20-ти минут реального времени. И, в-четвертых, самая, пожалуй, главная проблема «как оценивать детей»? Как оценивать ребенка, который присутствовал на всех онлайн-уроках и активно работал, и, одновременно, того, который присутствовал для «галочки», или тех детей, которых не было по каким-либо причинам, а как тех, кто просто не захотел выйти на урок? И получили ли ребята действительно крепкие знания при посещении онлайн-уроков?
На мой взгляд, оценить эффективность дистанционного обучения можно путем диагностик (внутришкольных, внутриклассных). Это поможет учителям выявить пробелы в знаниях (скорее всего, их будет не мало), ученикам проанализировать свои знания, полученные в ходе дистанционного обучения в домашней обстановке и с непрерывным доступом к сети Интернет и к родительскому совету.
По итогам проведенных мною онлайн-уроков и их анализа я сделала для себя следующий вывод: в условиях режима самоизоляции дистанционное обучение с онлайн-уроками – хороший выход, но при очном формате оно больше подходит для проведения индивидуальных занятий. Дистанционная форма обучения пока еще не может полностью заменить традиционную, так как не позволяет всем детям в полном объеме получать необходимые знания, а учителям – в полном объеме осуществлять объективный контроль полученных знаний.
Гедвилло Н.А.,
учитель биологии
МБОУ «Гимназия №2»
В своей работе во время дистанционного обучения биологии в 5 и 6 классах активно использовала сервис Google Forms. Здесь есть возможность создавать вопросы различных категорий:
- с выбором одного или нескольких вариантов ответов,
- с написанием краткого или развернутого ответа,
- с установлением соответствия, множественным выбором,
- просмотром презентаций.
Формы можно использовать на различных этапах урока и, что немаловажно, этот сервис позволяет осуществить быструю проверку, т.е. быстро получить обратную связь. Это отличает данный ресурс от традиционных методов контроля.
Ссылку на готовую форму можно отправить как индивидуально, так и всем участникам образовательного процесса в школьный портал, по электронной почте, в сообщении социальной сети и т.п. Для заполнения формы можно использовать любой браузер, ответ автоматически отправляется и сразу фиксируется в Google диске аккаунта создателя данной формы. Далее формируется общая таблица Excel с ответами всех участников опроса. Достоинства:
- простота в использовании;
- доступность;
- индивидуальное оформление;
- мобильность;
- понятность.
Форма Google – отличный помощник учителя!
Хаюц О.Ю.,
учитель биологии
МБОУ «Гимназия №2»
Условия дистанционного обучения были для меня новыми. Обучать в таком формате массово, всех учащихся, приходилось впервые. Поэтому учиться и учить пришлось одновременно. Любая форма обучения не является идеальной, поэтому всегда существует выбор различного типа программ и различных направлений в обучении. Условия онлайн обучения показали, что в настоящее время существует выбор ресурсов, который можно использовать для достижения результата.
В такой форме обучения есть, как «плюсы»:
- разнообразная форма подачи материала,
- хорошая визуализация объектов изучения, что особенно важно при рассмотрении объектов живой природы,
- наличие видеофрагментов, которые объясняют закономерности протекания биологических процессов,
- возможность более глубокого и разностороннего изучения материала усердными и интересующимися биологией учениками,
так и «минусы»:
- отсутствие возможности контролировать усвоение материала учащимися во время проведения урока, т.к. нет «живой» связи между учеником и учителем,
- большая загруженность учителя проверкой выполненных домашних заданий,
- массовое списывание работ учащимися,
- длительное время пребывания за компьютером.