PISA

PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в области читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
Цель исследования - сравнение мировых систем образования посредством оценки способности учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Цикл исследования – 1 раз в 3 года.
В апреле 2022 года 53 ученика нашей гимназии 2006 г.р., выбранные случайным образом, пройдут тестирование по международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Оно проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Международный центр PISA опубликовал брошюру для учащихся, в которой кратко описано, как будет устроен тест, а также приведены несколько примеров заданий PISA с пояснениями. PDF брошюры можно скачать по ссылке (PDF, 1.78 Мб.). Также напоминаем, что ознакомить учащихся с интерактивным плеером PISA и рядом открытых заданий PISA на русском языке можно на официальном сайте ОЭСР, ссылки на такие задания представлены на сайте ФИОКО.
Федеральные документы
- Приказ Рособрнадзора от 28.01.2021 N 50 (ред. от 25.08.2021) «Об утверждении Методики расчета показателя «Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже)»
- Приказ Рособрнадзора N 1684, Минпросвещения России N 694, Минобрнауки России N 1377 от 18.12.2019 (ред. от 19.04.2021) «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (вместе с «Процедурой и сроками проведения мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях», «Методикой расчета показателей мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях»)
- Приказ Рособрнадзора от 27.12.2019 N 1746 (ред. от 05.08.2020) «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2020 году»
- Приказ Рособрнадзора от 22.01.2019 N 39 (ред. от 21.02.2020) «Об утверждении ведомственной целевой программы «Качество образования»
- Приказ Минпросвещения РФ, Рособрнадзора от 06.05.2019 № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» (с изменениями от 24.12.2019 N 1718/716)
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 58-60. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. Документы об образовании.
- Приказ Минобрнауки РФ от 20.10.2017 № 1025 (ред. от 11.12.2017) «О проведении мониторинга качества образования»
- Письмо Минпросвещения России от 12.09.2019 N ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
- Письмо Минпросвещения России от 19.11.2020 N ВБ-2141/03 «О методических рекомендациях»
- Письмо Минобрнауки РФ от 16.03.2018 № 08-569 «О проведении мониторинга качества подготовки обучающихся 9 классов по учебному предмету «Русский язык» в форме итогового собеседования»
- Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»
- Письмо Минпросвещения России N СК-228/03, Рособрнадзора N 01-169/08-01 от 06.08.2021 «О направлении Рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году»)
- Письмо Минпросвещения России от 17.09.2021 N 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 N АЗ-581/03 «Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации»
- Письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 N 03-2195 «О направлении материалов»
- Письмо Минпросвещения России от 01.10.2021 N СК-403/08 «О ведении журналов успеваемости и выставлении отметок»
- Письмо Минпросвещения России от 26.01.2021 N ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Приказ Рособрнадзора от 11.02.2021 N 119 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году» (вместе с «Графиком проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2021 году»)
- Приказ Рособрнадзора от 19.08.2020 N 847 «Об утверждении методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования»
- Приказ Рособрнадзора от 16.08.2021 N 1139 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2022 году»
- Приказ Рособрнадзора от 29.01.2019 N 84 (ред. от 07.02.2019) «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в 2019 году»
- Информация Рособрнадзора от 08.04.2020 б/н «Об организации работы образовательных организаций, государственной итоговой аттестации, деятельности службы и региональных контрольно-надзорных органов в сфере образования»
- Письмо Рособрнадзора от 22.05.2020 N 14-12 «О проведении всероссийских проверочных работ в 5 - 9 классах осенью 2020 года»
- Письмо Рособрнадзора от 21.02.2018 N 05-56 «О проведении Всероссийских проверочных работ в 2018 году»
- Письмо Рособрнадзора от 07.03.2018 № 05-63 «О проведении Национального исследования качества образования по учебным предметам «Литература» и «Мировая художественная культура» в 6 и 8 классах»
- Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 N 10-875 «О направлении уточненных редакций методических документов по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2018/2019 учебном году»
- Письмо Рособрнадзора от 16.03.2018 N 05-71 «О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов»
- Письмо Рособрнадзора от 15.09.2014 №05-318 «О проведении национальных исследований качества образования»
- Письмо Рособрнадзора от 02.02.2017 №05-41 «Всероссийские проверочные работы»
- Письмо Рособрнадзора от 10.02.2020 № 13-35 «Методические рекомендации по проведению Всероссийских проверочных работ»
- Письмо Рособрнадзора от 17.01.2018 №05-11 «Всероссийские проверочные работы - 2018»
- Письмо Рособрнадзора от 05.08.2020 N 13-404 «О проведении всероссийских проверочных работ в 5 - 9 классах осенью 2020 года (в дополнение к письму Рособрнадзора от 22.05.2020 N 14-12)»
- Письмо Рособрнадзора от 04.09.2020 N 13-444 «О проведении всероссийских проверочных работ в 5 - 9 классах осенью 2020 года (в дополнение к письмам Рособрнадзора от 22.05.2020 N 14-12, от 05.08.2020 N 13-404)»
- Письмо Рособрнадзора от 12.02.2021 N 14-15 «О проведении всероссийских проверочных работ в 4 - 8, 10 - 11 классах в 2021 году»
- Письмо Рособрнадзора от 04.03.2021 N 13-40 «Об организации выборочного проведения всероссийских проверочных работ с контролем объективности результатов» (вместе со «Списком регионов - участников выборочного проведения всероссийских проверочных работ с контролем объективности результатов»)
- Письмо Рособрнадзора от 08.04.2021 N 01-99/08-01 «О проведении Рособрнадзором проверочных работ»
- Письмо Рособрнадзора от 21.01.2022 N 02-12 «О проведении ВПР в 2022 году» (вместе с «Порядком проведения всероссийских проверочных работ в 2022 году»)
Региональные документы
- Распоряжение Минобразования МО от 25.12.2020 № Р-859 (ред. от 27.10.2021) «О проведении региональных диагностических работ в общеобразовательных организациях в Московской области в 2021 году»
- Приказ Минобразования МО от 04.02.2020 № ПР-134 (ред. от 16.06.2021) «Об утверждении концепции региональной системы оценки качества образования Московской области, региональных показателей качества подготовки обучающихся и регламента разработки контрольно-измерительных материалов для проведения региональных процедур качества подготовки обучающихся»
- Приказ Минобразования МО от 09.04.2021 № ПР-371 «Об утверждении Порядка организации и проведения контрольных работ для обучающихся 9-х классов, осваивающих образовательные программы основного общего образования»
- Приказ Минобразования МО от 26.03.2019 № 1062 «О проведении всероссийских проверочных работ в образовательных организациях Московской области в 2019 году»
- Приказ Минобразования МО от 19.02.2019 № 522 «О внесении изменения в приказ Министерства образования Московской области от 10.01.2019 № 39 «О проведении региональных диагностических процедур в общеобразовательных организациях в Московской области в 2019 году»
- Приказ Минобразования МО от 10.01.2019 № 39 (ред. от 19.02.2019) «О проведении региональных диагностических процедур в общеобразовательных организациях в Московской области в 2019 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 02.09.2020 № Р-556 «О внесении изменений в распоряжение Министерства образования Московской области от 23.12.2019 № 165 «О проведении региональных диагностических работ в общеобразовательных организациях в Московской области в 2020 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 01.09.2020 № Р-555 «О внесении изменений в распоряжение Министерства образования Московской области от 26.02.2020 № Р-147 «О проведении всероссийских проверочных работ в образовательных организациях Московской области в 2020 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 16.10.2020 № Р-648 «О проведении региональных диагностических процедур в общеобразовательных организациях в Московской области в дополнительные сроки в 2020 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 12.11.2020 № Р-718 «Об участии общеобразовательных организаций Московской области в оценке качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся для обучающихся 9 классов в 2020 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 24.02.2021 № Р-98 «О проведении всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях Московской области в 2021 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 07.09.2021 № Р-574 «Об участии общеобразовательных организаций Московской области в мониторинге уровня функциональной грамотности обучающихся 9 классов в 2021 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 16.09.2021 № Р-590 «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Московской области, на 2021/2022 учебный год»
- Распоряжение Минобразования МО от 27.10.2021 № Р-684 «О внесении изменения в распоряжение Министерства образования Московской области от 25.12.2020 № Р-859 «О проведении региональных диагностических работ в общеобразовательных организациях в Московской области в 2021 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 24.01.2022 № Р-31 «О проведении метапредметной региональной диагностической работы для обучающихся 7-х классов общеобразовательных организаций Московской области в 2022 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 09.02.2022 № Р-64 «О проведении мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в Московской области в 2022 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 23.12.2019 № 165 «О проведении региональных диагностических работ в общеобразовательных организациях в Московской области в 2020 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 26.02.2020 № 147 «О проведении всероссийских проверочных работ в образовательных организациях Московской области в 2020 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 28.04.2020 № Р-308 «О внесении изменений в распоряжение Министерства образования Московской области от 23.12.2019 № 165 «О проведении региональных диагностических работ в общеобразовательных организациях в Московской области в 2020 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 12.05.2020 № Р-322 «О проведении метапредметной региональной диагностической работы для обучающихся 9-х классов общеобразовательных организаций в Московской области в дополнительный срок в 2020 году»
- Распоряжение Минобразования МО от 12.05.2020 № Р-321 «О внесении изменений в распоряжение Министерства образования Московской области от 23.12.2019 № 165 «О проведении региональных диагностических работ в общеобразовательных организациях в Московской области в 2020 году»
Муниципальные документы
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Банк заданий (ЦНППМ)
Материалы:
Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы
Открытые задания PISA по читательской грамотности (онлайн):
КУРИНЫЙ ФОРУМ
РАПАНУИ
КОРОВЬЕ МОЛОКО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства.
Банк заданий (ЦНППМ)
Видеоразборы заданий (ЦНППМ)
Материалы:
Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
Банк заданий по естественнонаучной грамотности PISA-2015
Открытые задания PISA по естествознанию (онлайн):
МИГРАЦИЯ ПТИЦ
БЕГ В ЖАРКУЮ ПОГОДУ
ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОНОВ ДОЛИНЫ
МЕТЕОРОИДЫ И КРАТЕРЫ
РАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВЕДЕНИЕ РЫБ
Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятии эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Материалы:
Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
Игры по финансовой грамотности
Математическая грамотность - это это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.
Банк заданий (ЦНППМ)
Материалы:
Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
Примеры заданий по математической грамотности
От Центра оценки качества образования ИСРО РАО
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. Биология
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. География
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. Естествознание
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. Химия
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. Физика и Астрономия
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. Экология
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. Технология
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. Обществознание
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. Информатика
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. Математика
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. Иностранные языки
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. Химия
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. История
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. Основы безопасности жизнедеятельности
Сборник заданий в формате международных исследований качества образования. Русский язык и литература
Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment) организуется и проводится ОЭСР с 2000 года. Результаты публикуются раз в три года. Первый мониторинг качества образования в разных странах мира был проведен в 2000 году (PISA 2000),
Цикл исследования | Количество стран-участниц |
32 страны мира | |
40 стран мира | |
57 стран мира | |
65 стран мира | |
65 стран мира | |
70 стран мира | |
79 стран мира |
Это не может не свидетельствовать о росте значения оценки PISA для национальных образовательных систем.
Мониторинг оценки качества образования в школе осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров и организации ОЭСР. Руководит работой консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского Национального Института Педагогических Измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций.
Место РФ среди других стран-участниц | |||||||
Направление исследования | |||||||
Естественнонаучная грамотность | 26-29 | 20-30 | 33-38 | 38-40 | 34-38 | 30-34 | 30-37 |
Математическая грамотность | 21-25 | 29-31 | 32-36 | 38-39 | 31-39 | 20-30 | 27-35 |
Читательская грамотность | 27-29 | 32-34 | 37-40 | 41-43 | 38-42 | 19-30 | 26-36 |
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15-ти лет. В каждой стране в мониторинге оценки качества образования принимают участие 2% от общего количества 15-летних граждан. Они представляют все типы образовательных учреждений, существующих в стране и именно в той пропорции, в которой они представлены в реальности
Цель мониторинга качества образования в школе PISA - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей
Оценка навыков учащихся в рамках исследования PISA проводится по трем основным направлениям: читательская, математическая и естественнонаучная грамотность
Результаты исследования PISA-2018
Направление исследования | Место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов) | Место РФ среди других стран-участниц | Количество баллов РФ |
Естественнонаучная грамотность | 33 | 30-37 | 478 |
Математическая грамотность | 30 | 27-35 | 488 |
Читательская грамотность | 31 | 26-36 | 479 |
Особенность проведения исследования PISА-2018 в РФ заключалась в том, что для трех отдельных регионов была сформирована отдельная дополнительная выборка. Таким образом, РФ получила отдельные данные по основной выборке РФ, а также по трем отдельным регионам: Московская область, Республика Татарстан и г. Москва.
Регион | Дополнительная выборка исследования PISA-2018 |
Московская область | 2614 учащихся 15-летнего возраста 61 образовательная организация Московской области |
Республика Татарстан | 7564 учащихся 15-ти летнего возраста 239 образовательных организаций Республики Татарстан |
г. Москва | 151 образовательная организация |
Московская область участвует в рейтинге недавно — с 2018 года. Тогда регион стал вторым в России. Чтобы качество образования стало еще лучше, для учителей и директоров проводят семинары, тренинги и стажировки — и все в соответствии с требованиями PISA.
Цель — быть среди 15 лучших. Подмосковье обучит школьников по мировым стандартам
«Наша задача — применить лучшие методики для того, чтобы дети в средней школе имели достойные знания, позволяющие им поступать в лучшие университеты России. Президент сказал, что Россия должна войти в десятку стран по качеству образования. Московская область сегодня на 26-м месте в рейтинге PISA. Очень важно проводить работу, которая позволит нашей школе давать обучающимся высокое качество образования», — отметил губернатор Андрей Воробьев на совещании Клуба директоров школ Подмосковья.
Московская область 2018 год | Читательская грамотность Средний балл | Естественно-научная грамотность Средний балл | Средний балл |
Московская область | 486 | 485 | 495 |
Республика Татарстан | 463 | 464 | 475 |
Российская Федерация | 479 | 478 | 488 |
Все страны-участницы 2018 года | 454 | 458 | 459 |
ОЭСР | 487 | 489 | 492 |
10 стран с наилучшими результатами | 526 | 534 | 541 |
10 стран с самыми низкими результатами | 365 | 374 | 367 |
Проведение оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта PISA for Schools (PISA для школ).
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ:
- PISA для школ – это разработанный Организацией экономического содружества и развития (ОЭСР) инструмент оценки качества образования;
- В исследовании принимают участие обучающиеся, чей возраст на момент тестирования составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев (с 7-го класса);
- Инструментарий исследования PISA для школ включает в себя тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
- Участники исследования выполняют задания на компьютере; Ø Все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
- Исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
- Региональные оценки по модели PISA проводятся в сентябре и октябре расчетного года.
Проект PISA для школ преследует две основные цели:
- обеспечить возможность проведения исследования PISA для школ по требованию (то есть вне основного этапа проведения исследования PISA, которое имеет 3-летний цикл);
- развивать возможности для глобального коллегиального взаимного обмена опытом с целью улучшения результатов обучения.
Проект предусматривает оценивание на уровне школы для оперативного обсуждения знаний, умений, навыков и компетенций, которые актуальны в быстро меняющемся мире, а также дает учителям и школьным координаторам ценный межнациональный опыт того, как можно их развивать.
Проект PISA для школ направлен на:
- Расширение прав и возможностей школьных координаторов и учителей путем предоставления анализа результатов обучающихся, основанного на фактических данных.
- Измерение способности обучающихся использовать и творчески применять знания.
- Предоставление важной информации об условиях обучения в школе путем сбора контекстных данных о социально-экономическом уровне обучающихся и мотивации к обучению посредством анкетирования обучающихся.
- Помощь школам в измерении ключевых навыков 21-го века (например, совместное решение проблем) в дополнение к оцениванию читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
- Содействие расширению возможностей для глобального взаимного обучения среди школьных координаторов, учителей и должностных лиц системы образования.
https://cpm.asou-mo.ru/index.php/bank-zadanij/chitatelskaya-gramotnost | Читательская грамотность |
https://cpm.asou-mo.ru/index.php/bank-zadanij/matematicheskaya-gramotnost | Математическая грамотность |
https://cpm.asou-mo.ru/index.php/bank-zadanij/estestvennonauchnaya-gramotnost | Естественно-научная грамотность |
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html
http://www.centeroko.ru/public.html#pisa_pub
https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa
http://pisa-math.ru/ тестирование для учеников
Группа_________________________ Ф.И.О ____________________________
ГРАФФИТИ
Ниже помещены два письма. Они пришли по Интернету и оба они о «граффити». Граффити – это рисунки или надписи на стенах или других местах, выполненные без официального разрешения. Используйте письма для ответов на вопросы, предлагаемые ниже.
Я киплю от злости, так как в четвертый раз стену школы очищают и перекрашивают, чтобы покончить с граффити. Творчество – это прекрасно, но почему же не найти такие способы самовыражения, которые не причиняли бы лишний ущерб обществу? Почему надо портить репутацию молодого поколения, рисуя на стенах там, где это запрещено? Ведь художники-профессионалы не вывешивают свои полотна на улицах, не так ли? Вместо этого они находят средства и завоевывают славу на официальных выставках. По моему представлению, здания, ограда, парковые скамейки сами по себе произведения искусства. И разве не жалко портить эту архитектуру росписью, не говоря уже о том, что используемый для этого метод разрушает озоновый слой. И я не могу понять, почему эти самозванные художники так злятся, когда их так называемые «художественные полотна» убирают с глаз долой снова и снова.
Мария |
| У людей разные вкусы. Общество перенасыщено информацией и рекламой. Знаки торговых компаний, названия магазинов. Большие навязчивые плакаты по обеим сторонам улиц. Приемлемо ли все это? В основном, да. А приемлемы ли граффити? Некоторые говорят да, некоторые – нет. Кто платит за эти граффити? А кто в конечном итоге платит за рекламу? Правильно. Потребитель. А спросили ли те, кто ставит рекламные щиты, вашего разрешения? Нет. Тогда должны ли это делать люди, рисующие на стенах? Не просто ли это вариант общения, например, ваше собственное имя, названия партий или большие произведения искусств на улице? Только вспомните о полосатой и клетчатой одежде, появившейся в магазинах несколько лет назад. И о лыжных костюмах. Модели и цвета были скопированы с разрисованных бетонных стен. Довольно забавно, что и эти модели, и цвета принимаются сегодня в обществе, восхищают, а граффити в том же стиле считаются ужасными. Да, трудные времена настали для искусства.
Наталья |
Вопрос 1. ГРАФФИТИ
Цель каждого из писем:
- объяснить, что такое граффити.
- выразить свое мнение о граффити.
- продемонстрировать популярность граффити.
- рассказать людям, что очень много средств тратится, чтобы смыть эти росписи.
Вопрос 2. ГРАФФИТИ
Почему Софья ссылается на рекламу?
_________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 3. ГРАФФИТИ
С каким из этих двух писем вы согласны? Дайте своими словами обоснование своей точки зрения, при этом используя то, что сказано в одном из писем или в них обоих.
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 4: ГРАФФИТИ
Анализируя каждое письмо, мы можем обсуждать, что говорится в письме (т.е. его содержание).
Мы можем также обсуждать, как написано письмо (т.е. его стиль).
Безотносительно к тому, с чьим письмом вы согласны, объясните, кто из этих двух авторов, по вашему мнению, написал письмо лучше? Обоснуйте свой ответ, ссылаясь на то, как написаны оба или одно из этих писем.
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Группа_________________________ Ф.И.О ____________________________
На рисунке, приведенном выше, показано, как вода, которая подается в городские дома, становится пригодной для питья.
Вопрос 1. ПИТЬЕВАЯ ВОДА
Важно иметь источник хорошей питьевой воды. Воды, которые находятся под землей, называются грунтовыми водами.
Назовите одну причину, почему в грунтовой воде меньше бактерий и загрязняющих частиц, чем в воде, взятой из поверхностных источников, таких как озера и реки.
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 2. ПИТЬЕВАЯ ВОДА
Очистка воды часто осуществляется в несколько этапов, включающих в себя различные способы. Процесс очистки, показанный на рисунке, включает в себя четыре этапа (пронумерованные 1-4). На втором этапе вода собирается в отстойнике.
Каким образом происходит очистка воды на этом этапе?
- Бактерии, находящиеся в воде, погибают.
- В воду добавляют кислород.
- Гравий и песок оседают на дно.
- Токсичные вещества растворяются.
Вопрос 3. ПИТЬЕВАЯ ВОДА
На четвертом этапе процесса очистки вода хлорируется. Зачем в воду добавляют хлор?
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА
Предположим, что сотрудники водоочистительных сооружений, ответственные за контроль качества воды, при сборе очередной пробы обнаружили в воде какие-то опасные бактерии после того, как очистительный процесс уже был завершен.
Что должны сделать в этом случае люди у себя дома перед тем, как пить эту воду?
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________