Педагогам


Ведущая площадки - учитель математики высшей квалификационной категории, победитель муниципального этапа конкурса "Педагог Подмосковья - 2019" Трифонова Анна Михайловна.

Контакты для связи: amtrifonova68@mail.ru, тел.8(495)5277043
Программа Стажировочной площадки прикреплена ниже.
Анкета для стажеров: https://forms.gle/8b2c1TgAp4S7...
Электронные конструкторы по ФГОС:
электронный конструктор Лицея 410
Модель урока "Перевернутый класс":
- Модель «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии смешанного обучения
- Как "перевернуть" класс
- SWOT-анализ Модели "Перевернутый класс"
25 мая 2020 года состоялось последнее занятие в дистанционном формате. Стажеры выполнили итоговую работу, проанализировав использование веб-ресурсов и мессенджеров во время дистанционного обучения. Высказали предложения по их использованию в очном обучении.
Итоговая работа стажеров площадки_Современный урок (PDF, 0.56 Мб.)
2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.
Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизмом страдают преимущественно дети независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.
Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов, и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм).
По данным органов здравоохранения США, расстройства аутистического спектра встречаются у одного из 68 детей в мире, тогда как еще три года назад соотношение было 1 к 88. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%. В России на данный момент нет достоверной статистики о количестве детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра.
Причины этого расстройства до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.
Раннее диагностирование аутизма и надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека.
Для лечения детей используются индивидуальные программы психологической коррекции.
Со структурой ИКТ-компетентности педагога, рекомендованной ЮНЕСКО, можно познакомиться здесь.
Открытый муниципальный (дистанционный) педагогический совет - 2018 по теме "Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы."
ЦЕЛЬ: Выявление эффективных методических ресурсов повышения качества образования муниципальной системы образования городского округа Балашиха.
Дистанционная конференция
"Поиск эффективной стратегии формирования и развития функциональной грамотности обучающихся"
Конференция состоялась 31.03.2021г. Её материалы смотрите и читайте ниже.
Организаторы конференции:
- заместитель директора по учебно-методической работе МБОУ "Гимназия №2" Кадрилеева Лилия Николаевна,
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе Андреева Татьяна Геннадьевна,
руководители школьных методических объединений предметных циклов,
- руководители ШМО классных руководителей.
С 2019 года педагогический коллектив занимается поиском эффективной стратегии формирования и развития функциональной грамотности обучающихся. За это время мы провели работу по просвещению педагогов, родителей и учащихся о сути функциональной грамотности, её актуальности и значении для конкурентноспособности страны и каждого отдельного человека, искали вместе с педагогами инструменты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.
В рамках данного направления работы нами были проведены:
2019-2020 учебный год
- предметные недели и неделя науки, краеугольной темой которых была функциональная грамотность,
- интерактивная лекция для родителей "Зачем и как учить современных детей?",
- организовано участие группы педагогов МБОУ "Гимназия №2" в дистанционных курсах повышения квалификации ФИОКО "Формирующее оценивание",
- участие учителя английского языка Гашевой М.Д. в курсах повышения квалификации "Диагностика, формирование и развитие функциональной грамотности",
- организована Муниципальная стажировочная площадка "Формирование и развитие навыка смыслового чтения в условиях реализации ФГОС".
2020-2021 учебный год
- 15.07.2020г. педагогический совет-семинар "Функциональная грамотность как результат образования",
- 11.01.2021г. Научно-методический совет "Анализ формирования и развития функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности", на котором рассмотрели итоги участия учащихся 8-х классов в мониторинге функциональной грамотности и какие инструменты формирования функциональной грамотности учителя-предметники и классные руководители применяют, а также планируют применять в повседневной деятельности.
- в феврале 2021г. организовано участие обучающихся 7-8 классов в мягком мониторинге функциональной грамотности - интеллектуальном марафоне...
Проводя подготовку к данным мероприятиям, общаясь с учителями, посетившими курсы повышения квалификации, обсуждая проблемы формирования и развития функциональной грамотности на педагогическом и научно-методическом советах мы пришли к следующим выводам:
- Проведенные нами мероприятия дали обучающимся, педагогам и родителям понимание сути функциональной грамотности и её значения, повысили мотивацию к осознанному участию обучающихся и педагогов в мониторингах уровня сформированности функциональной грамотности.
- Есть особенности в диагностике и формировании функциональной грамотности. На курсах повышения квалификации учителей обучают диагностике и почти ничего не предлагают для формирования. Применение инструментов диагностики уровня сформированности функциональной грамотности (в том числе сборников издательства "Просвещение") в образовательной деятельности - это, не что иное, как натаскивание, которое даёт небольшой рост функциональной грамотности до определенного значения.
- В теории и практике наиболее проработаны инструменты формирования и развития читательской грамотности обучающихся.
Наша конференция - это новый виток в поиске эффективной стратегии формирования и развития функциональной грамотности обучающихся. Вместе с нами в режиме интерактивной лекции и коллаборации мы обсудили возможности динамической модели развития функциональной грамотности, предложенной Е.В. Ермоленко и задачного подхода.
Во второй части конференции мы вместе с руководителями ШМО предметных циклов в прямом эфире представили сконструированные самостоятельно по представленному на конференции алгоритму задачи на формирование и оценку функциональной грамотности.
Параллельно руководители ШМО классных руководителей вместе с педагогами представили практики формирования разных видов функциональной грамотности на внеурочной деятельности. С некоторыми из них вы можете познакомиться прямо сейчас:
Читательская грамотность
Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №2" Ильченко И.В. Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности (читательской)".
Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №2" Захарова И.Б. Мастер-класс "Игра "Умники и умницы" как способ формирования читательской грамотности".
Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №2" Шпортун Л.Н. Дистанционное занятие "Народные промыслы Подмосковья" в рамках курса внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю".
Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №2" Поцелуева Е.А. Дистанционное занятие в рамках курса внеурочной деятельности "Риторик", 4 класс.
Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №2" Чибисова Ирина Александровна. Матсер-класс "Облако слов как способ формирования читательской грамотности".
Математическая грамотность
Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №2" Крамар В.А. Мастер-класс "Применение графов в математике".
Естественнонаучная грамотность
Учитель математики и физики МБОУ "Гимназия №2" Маерина Ю.Д. Занятие "Инженеры будущего"в рамках курса внеурочной деятельности "Эврика".
Разные виды функциональной грамотности
Учитель истории и обществознания МБОУ "Гимназия №2" Русских А.В. Занятие "Что такое проект?" в рамках курса внеурочной деятельности "Социальное проектирование".
«Организация образовательного пространства ОУ в период дистанционного обучения: опыт, проблемы и их решение»
Цель: Выявление эффективных управленческих и педагогических практик в период дистанционного обучения
Задачи:
- Рассмотреть различные стратегии действий управленческой команды по внедрению дистанционного обучения.
- Рассмотреть возможности современной информационной образовательной среды для работы в дистанционном формате
- Выявить основные факторы риска и преимущества дистанционного обучения
Секция 1.
Секция 1.1. Директора (школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования)
Работа управленческой команды: реализация дистанционного и электронного образования, организация управления процессами в ОУ (образовательным, воспитательным, кадровым, финансовым, материально-техническим) медиация
Секция 1.2. Заместители руководителей (школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования)
Контроль и руководство образовательным, воспитательным процессами
Реализация дистанционного и электронного обучения
Организация методического сопровождения участников образовательного процесса
Секция 2. Руководители ГМО, ШМО
Корректировка программ, содержания
Сетевое взаимодействие
Дистанционные и электронные образовательные ресурсы
Распространение опыта; организация оказания помощи в решении проблем педагогов
Секция 3. (Секции 3.1 – 3.18) Учителя
Мастер-классы (с методическим сопровождением)
Конспекты онлайн-занятий (с методическим сопровождением)
Видеоролики занятий (с методическим сопровождением)
Индивидуализация обучения
Углубленное изучение предметов
Эссе учителя, педагога
Секция 4. Классные руководители
Организация взаимодействия с классом, учителями, педагогами, родителями
Воспитательные мероприятия в рамках реализации годового плана
Мероприятия для родителей и с родителями
Секция 5. Педагогические работники
Оказание специальной помощи учителям, обучающимся и родителям
Дистанционные мероприятия
5.1. Педагоги-психологи
5.2. Социальные педагоги
5.3. Дефектологи, учителя - логопеды школ ОВЗ
5.4. Библиотечные работники
Секция 6. Педагоги дополнительного образования
Мастер-классы (с методическим сопровождением)
Видеоролики занятий (с методическим сопровождением)
Индивидуализация обучения
Секция 6.1. Педагоги учреждений дополнительного образования
Секция 6.2. Дополнительное образование в ОУ, кружки, секции
Секция 7. Дошкольное образование
Секция 7.1. (заведующие, заместители заведующих)
Работа управленческой команды: реализация электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, организация управления процессами в ДОУ (образовательным, воспитательным, кадровым, финансовым, материально-техническим)
Контроль и руководство образовательно-воспитательным процессом в дистанционном режиме
Реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Организация методического сопровождения участников образовательного процесса
Секция 7.2. Старшие воспитатели, воспитатели
Взаимодействие старшего воспитателя с педагогами период дистанционного обучения по повышению педагогической компетентности родителей
Воспитательные мероприятия с детьми в рамках годового плана в период дистанционного обучения
Образовательная деятельность с детьми в рамках годового плана в период дистанционного обучения
Конспекты онлайн-занятий
Мероприятия для родителей и с родителями в режиме период дистанционного обучения
Секция 7.3. Другие педагогическиe работники ДОУ (педагоги-психологи, дефектологи, учителя – логопеды)
Оказание специальной консультативной помощи педагогам, родителям и детям в период самоизоляции
Дистанционные формы работы с детьми
Сценарии (конспекты) мероприятий
План методической деятельности на 2019-2020 учебный год прикреплен ниже.
В МБОУ "Гимназия №2" организована работа с молодыми специалистами. Ниже прикреплен план работы с молодыми специалистами. Реализуются меры поддержки молодых специалистов, организованные Правительством Московской области.
Национальным антитеррористическим комитетом разработаны и направлены методические рекомендации для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях.
Цель: обсудить эффекты и перспективы работы образовательных организаций, руководителей и педагогов по достижению современного качества образования, наметить пути решений возникающих проблем.
Ниже размещены статьи педагогов в рамках данного педагогического совета.
Ежегодно в нашей стране проходит Всероссийский конкурс "Учитель года России".
Учредителями Всероссийского конкурса «Учитель года России» являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию*, ЗАО «Издательский дом «Учительская газета», ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.
Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.
Главные цели конкурса:
— выявление талантливых педагогических работников, их поддержка и поощрение;
— повышение престижа учительского труда;
— распространение педагогического опыта лучших учителей России.
Подробно об этом конкурсе можно узнать, перейдя на его официальный сайт.
В рамках этого конкурса в Московской области проводятся региональный этап, в нашем городе - муниципальный этап, а в МБОУ "Гимназия № 2" - школьный этап.
В октябре 2018 года победителем школьного этапа стала учитель математики Трифонова А.М.
В декабре 2018 года Трифонова А.М. стала одним из победителей муниципального этапа конкурса "Педагог года Подмосковья - 2019". Более подробно о конкурсе и его итогах конкурса читайте здесь и здесь.
Ниже прикреплены материалы открытых уроков Трифонова А.М., которые она дала на школьном и муниципальном этапах.
-
Федеральный уровень
Администрация гимназии
Г. Будникова «Штудии. К вопросу изучения литературы о Великой Отечественной войне в 11-м классе», журнал « Учитель» декабрь,2016 стр.44-46.
Учителя начальных классов
И.В. Вдовыдченко "Предметная неделя в начальной школе как инструмент мониторинга качества
образования и форма работы с одарёнными детьми.", 2017
Учителя русского языка и литературы
С. Попович, С. Чеснокова «Математический» диктант на уроках русского языка как средство закрепления контроля», журнал « Учитель» декабрь,2016 стр.38-39.
С. Попович «Тема любви в лирике С.А. Есенина (анализ лирического стихотворения), урок литературы в 11-м классе», журнал « Учитель» декабрь,2016 стр.39-44.
Т. Игдырова «Вечные Сонечки»: конспект урока по литературе в 11-м классе», журнал « Учитель» декабрь,2016 стр.50-51.
Внимание! С 26 по 29 апреля состоися Московский международный салон образования-2020 Впервые он пройдет в формате онлайн. О том, как посетить ММСО в этом году, читайте в файле, прикрепленном ниже.
Если Вы испытываете, какие-либо трудности при работе в Школьном портале или у Вас есть вопросы, то можете обратиться к Гези Денису Владимировичу в соответствии с прикрепленным графиком.
В данном разделе размещаются документы о расчете стимулирующих выплат педагогам.
Телефон "горячей линии" Министерства образования Московской области по вопросам оплаты труда по муниципальным образовательным организациям - 8 (498) 602-13-76.
В этом блоке представлены успешные образовательные практики наших педагогов.
Ведущая площадки - заместитель директора по учебно-методической работе Кадрилеева Лилия Николаевна.

Контакты для связи: lilenka-@mail.ru, тел.8(495)5277043
Программа Стажировочной площадки прикреплена ниже.
22.10.2019 г.
Занятие 1. Семинар "Недетские проблемы детского чтения: детское чтение в зеркале социологии и педагогики".
Приём формирования и развития навыка смыслового чтения - "Тонкие и толстые вопросы".
Учебные ситуации с применением приема тонких и толстых вопросов: немецкий язык 11 класс, литературное чтение 1 класс, ..
•Группа 1. Есть ли в России определенные социальные группы, состоянию чтения в которых угрожает опасность? Объясните почему?
Материалы: Читающих детей подсчитали, Опрос о досуге и развлечениях, Опрос ВЦИОМ 2019.
•Группа 2. Какими будут последствия, если мы станем меньше читать? Насколько это опасно и опасно ли?
Материалы: Статья В.П. Чудиновой "Чтение детей как национальная ценность".
•Группа 3. Каковы причины «слабого чтения»? Как чтение взаимосвязано с формированием информационной культуры личности?
Материалы: Статья В.П. Чудиновой "Чтение детей как национальная ценность", Статья В.П. Чудиновой "Чтение в контексте развития информационного общества".
•Группа 4. Какова сегодня цена нечтения и ценность чтения?
Материалы: Читающих детей подсчитали, Статья В.П. Чудиновой "Чтение детей как национальная ценность".
•Группа 5. Какова модель современного чтения?
Материалы: Дети. Медиапотребление. Отчет MOMRI 2017. Статья В.П. Чудиновой "Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена "модели чтения". Статья В.П. Чудиновой "Чтение компьютерных мальчиков: результаты исследования".
В.П.ЧУДИНОВА,
вице-президент Межрегиональной общественной организации «Русская ассоциация чтения», заведующая отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки
26.11.2019 г.
Занятие 2. Семинар "Формирование смыслового чтения как обязательного компонента метапредметных результатов освоения основной образовательной программы".
PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста). Изучение качества чтения и понимания текста.
PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся(2018 г.).
24.01.2019 г.
Занятие 3 Дистанционный семинар "Чтение в контексте развития информационного общества".
Интерактивный рабочий лист занятия.
28.01.2020 г.
Занятие 4 Семинар "Деятельностный подход в формировании и развитии навыка смыслового чтения. Часть 1".
Ссылки для изучения и составления лэпбука:
Методическое пособие по формированию навыка смыслового чтения в начальной школе
Смысловое чтение. Стратегии смыслового чтения.
27.05.2020-29.05.2020
Занятие 5 Дистанционный семинар "Универсальные учебный материалы как инструмент формирования и развития навыка смыслового чтения".
Цель занятия – создание деловой ситуации для знакомства с опытом внедрения системы формирования читательской грамотности.
Задачи:
1. Познакомиться со Всероссийским проектом «Универсальные учебные материалы».
2 . Подвести итоги работы Стажировочной площадки посредством выполнения итоговой работы.
3. Провести рефелексию работы Стажировочной площадки.
Знакомимся со Всероссийским проектом «Универсальные учебные материалы».
Как в международной, так и во российской педагогической практике для реализации современных задач обучения успешно используется такой инновационный инструмент, как рабочий лист.
Кратко о том, что такое рабочий лист рассказывает в своем видеоролике (нажмите для перехода к просмотру) эстонский методист Марина Курвитс. Посетите её мастерскую и узнайте о возможностях одного из веб-сервисов для создания интеллектуальных интерактивных рабочих листов.
Каким же образом можно использовать рабочий лист для формирования и развития навыка смыслового чтения?
Ответ на этот вопрос вы найдете на сайте (нажмите для перехода на сайт) всероссийского проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы», автором которого является кандидат исторических наук Д.Д. Данилов. Узнайте о том, зачем и как разрабатывать рабочие листы к урокам для формирования и развития читательской грамотности в начальной и основной школах, посмотрев презентацию о проекте и вебинары сайта "Учи легко. Развивающее образование для всех." Познакомьтесь с программой апробации универсальных учебных материалов в рамках Всероссийского инновационного проекта «Развивающее образование для всех» в социальной сети. Попробуйте разработать собственный рабочий лист и представить его на обсуждение Данилову Д.Д. Удачные рабочие листы выставляются в Интернет-магазине проекта.
А теперь подведем итоги вашего участия в работе нашей Стажировочной площадки.
Посмотрите практическую работу учителя ОБЖ МБОУ "Гимназия №2" Покачаловой Е.Г. по применению стратегии смыслового чтения, нажав здесь.
Выполните задания итоговой работы в google форме. Чтобы правильно ответить на все вопросы итоговой работы в google форме, необходимо внимательно прочитать все информационные материалы и комментарии к каждому заданию, представленные ниже. а также выполнить интерактивные задания. Все задания сформулированы на основе тем, которые мы изучали на нашей площадке. Рекомендую открыть итоговую работу в google форме и, не закрывая её, обращаться к материалам, комментариям и интерактивным заданиям на этой странице нашего сайта.
Задание 1.
Внимательно прочитайте текст:
К универсальным формам функциональной грамотности относят:
– коммуникативную грамотность как способность использования языковых средств, потребность в анализе и оценке коммуникативной деятельности;
– социальную грамотность успешно социализироваться или входить и адаптироваться в
изменяющихся социальных ситуациях, предвидеть последствия своих поступков;
– информационную грамотность как интегративный компонент функциональной грамотности младшего школьника, которая, раскрывается:
1) в осознании необходимости расширить свое информационное поле,
2) в способности ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации,
3) в совокупности умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой, что не менее актуально;
– читательскую грамотность как совокупность умений и навыков, отражающих:
· потребность в читательской деятельности как ценностно-смыслового ориентира с целью успешной адаптации в обществе с последующей социализацией, саморазвития и дальнейшего самообразования;
· готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации, обобщению представленной в них информации;
· способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Причем «грамотность чтения» в исследованиях PISA и PIRLS понимается как способность обучающегося понимать письменные тексты, оценивать пользу применения описанных ситуаций в жизни для достижения собственных целей и планов.
Таким образом, необходимо констатировать, что неотъемлемой компонентой функциональной грамотности является читательская грамотность, основой которой в свою очередь выступает смысловое чтение.
Выполните интерактивное задание (нажмите для перехода к нему), которое поможет Вам правильно ответить на первый вопрос итоговой работы в google форме.
Задание 2.
Рассмотрите психофизиологические механизмы чтения, выраженные в его видах.
Психофизиологические механизмы чтения | Виды чтения | Цель и результат |
Восприятие текста (письменной речи): чувственное понимание. Восприятие устной и письменной речи связано с непосредственным воздействием ее физических свойств на органы чувств, протекающие в единстве с воздействием на читателя или слушателя ее смыслового содержания. | Ознакомительное | Получение в тексте какой-либо определенной информации без установки. Построение комплексных образов читаемого. Способствует развитию образного мышления. |
Прием через зрительный канал обуславливает работу механизмов антиципации, поскольку каждый вид речевой деятельности располагает своими опорными признаками, зависящими от канала связи. Имеется в виду не антиципация содержания, а антиципация структуры, главным образом, на уровне фразы. При регулярных тренировках ребенок может научиться по первым буквам слова угадывать слово целиком, по первым фразам – содержание всего текста. Этот механизм – один из главных для чтения. Неразвитость механизма структурной антиципации фраз всегда является причиной медленного чтения и, главное, непонимания смысла той или иной фразы, даже если все слова читателю знакомы. Ученики должны быть вооружены алгоритмами распознавания и антиципации всех структур языка. | Поисковое | Найти конкретную информацию
для использования ее в дальнейшей деятельности. Развивает как образное, так и словесно-логическое мышление. |
Темп чтения устанавливает сам читающий, поэтому он может вернуться к предыдущим языковым знакам, вновь осмыслить их. Такая возможность благоприятна для функционирования механизма догадки. | Просмотровое | Получить самое общее представление о содержании текста. Развивает как образное, так и словесно-логическое мышление. |
Не менее важен для чтения и механизм логического понимания. Опираясь на зрительный образ, гораздо легче осуществлять членение текста на смысловые куски и осмыслять их, проделывать анализ. | Аналитическое | Детальное восприятие текста с анализом языковой формы. Развивает как образное, так и словесно-логическое мышление. |
Начальный этап обучения чтению происходит обычно в громкой речи. Эффект проговаривания способствует формированию внутренних обобщенных схем, является основой формирования внутренней речи. | Синтетическое | Прочное овладение
лексическим и грамматическим материалом. Развивает как об- разное, так и словесно-логическое мышление. |
Следующий механизм – это механизм внутреннего речевого слуха. Мы как бы слышим внутри себя то, что читаем. | Изучающее | Тщательное прочтение с установкой на полное понимание текста и сохранение в долговременной памяти. Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание текста и критическое его осмысление – это вдумчивое, неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержащейся в тексте информации, требующее от читателя полного понимания текста и его осмысление. Читающий не просто извлекает готовую информацию, но и сравнивает значение читаемого со своим личным опытом. Результат - понимание, осмысление и возможность использовать информацию текста в дальнейшем. Различают два уровня понимания: – понимание на уровне значений, – понимание на уровне смысла. Если читающий может вычленить основные смысловые вехи текста, установить их соотнесенность между собой, определить развитие сюжетных линий, иными словами, может ответить на вопросы: кто, где, когда, что, – это значит, что понимание достигло уровня значений. Этим уровнем часто и ограничиваются учащиеся, передавая лишь основное содержание текста, но не вникая в смысл поступков действующих лиц, т. е. не вскрывая ни цели, ни мотивов их деятельности. Для того же, чтобы понять мотив и цель речевого поступка автора, необходимо не только осознать содержание, но и выяснить причины и цели поступков действующих лиц и через смысл их действий понять смысл речевой деятельности автора. Это и есть понимание на уровне смысла. Оно предполагает понимание того, что стоит за текстом. Развивает как об- разное, так и словесно-логическое мышление. |
Таким образом, понимание при чтении - это решающий момент чтения и как главная цель изучающего чтения и как главный признак.
Выполните интерактивное задание, а затем - второе задание итоговой работы в google форме.
Задания 3 и 4.
На третьем занятии нашей площадки мы говорили о чтении в контексте развития информационного общества.
Напоминаю, что при развитии у школьника информационной грамотности им последовательно осваиваются ее компоненты в ряде следующих задач:
- Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребности);
- Куда мне обратиться ? (выявление и оценка вероятностных источников);
- Как получить информацию? (поиск и обнаружение конкретных ресурсов);
- Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов);
- Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов);
- Что следует записать? (фиксация и сортировка информации);
- Получил ли я нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка);
- Как ее представить? (представление, коммуникация)
- Каков результат? (оценка).
Эти этапы последовательно осваиваются все, а также в их взаимоотношениях друг с другом. Обучение начинается с младших и средних классов.
В наш информационный век, когда ученики постоянно обращаются к Интернету, на мой взгляд, очень сложно научить детей выбирать или отказываться от тех или иных ресурсов (сайтов в Интернете), критически их оценивать. Как это сделать? Какие инструменты использовать?
Для получения ответов на эти вопросы предлагаю познакомиться со статьей учителя внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 5 Конратьева К.Н., представленной в этом году на VII региональной и XIII муниципальной выставке-ярмарке инновационных управленческих и педагогических идей.
Выполните третье и четвертое задания итоговой работы в google форме.
Задание 5.
На четвертом занятии мы изучали стратегии смыслового чтения, знакомились с методическими пособиями о них:
Методическое пособие по формированию навыка смыслового чтения в начальной школе
Смысловое чтение. Стратегии смыслового чтения.
Выполните пятое задание итоговой работы в google форме.
Задание 6.
На этом занятии мы изучали возможности рабочего листа в формировании и развитии навыка смыслового чтения. Вспомните ту информацию, которая была представлена по этой теме выше и выполните шестое задание итоговой работы в google форме.
Рефлексия.