МБОУ "Гимназия №2"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха "Гимназия №2 имени М. Грачева"
Наш девиз: "Действия наши свободны, побуждения чисты, а ум любознателен!"

Стажировочная площадка " Формирование и развитие навыка смыслового чтения в условиях реализации ФГОС"

5418 просмотров Добавлено: 1 октября 2019 19:00

Ведущая площадки - заместитель директора по учебно-методической работе Кадрилеева Лилия Николаевна.

Контакты для связи: lilenka-@mail.ru, тел.8(495)5277043

Программа Стажировочной площадки прикреплена ниже.

22.10.2019 г.

Занятие 1. Семинар "Недетские проблемы детского чтения: детское чтение в зеркале социологии и педагогики".
Приём формирования и развития навыка смыслового чтения - "Тонкие и толстые вопросы".

Учебные ситуации с применением приема тонких и толстых вопросов: немецкий язык 11 класс, литературное чтение 1 класс, ..

Пример.

•Группа 1. Есть ли в России определенные социальные группы, состоянию чтения в которых угрожает опасность? Объясните почему? 

Материалы: Читающих детей подсчитали, Опрос о досуге и развлечениях, Опрос ВЦИОМ 2019.
•Группа 2. Какими будут последствия, если мы станем меньше читать? Насколько это опасно и опасно ли?

Материалы: Статья В.П. Чудиновой "Чтение детей как национальная ценность".
•Группа 3. Каковы причины «слабого чтения»? Как чтение взаимосвязано с формированием информационной культуры личности?

Материалы: Статья В.П. Чудиновой "Чтение детей как национальная ценность"Статья В.П. Чудиновой "Чтение в контексте развития информационного общества".

•Группа 4. Какова сегодня цена нечтения и ценность чтения?

Материалы: Читающих детей подсчиталиСтатья В.П. Чудиновой "Чтение детей как национальная ценность".

•Группа 5. Какова модель современного чтения?

Материалы: Дети. Медиапотребление. Отчет MOMRI 2017. Статья В.П. Чудиновой "Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена "модели чтения". Статья В.П. Чудиновой "Чтение компьютерных мальчиков: результаты исследования".

В.П.ЧУДИНОВА,

вице-президент Межрегиональной общественной организации «Русская ассоциация чтения», заведующая отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки

26.11.2019 г.

Занятие 2. Семинар "Формирование смыслового чтения как обязательного компонента метапредметных результатов освоения основной образовательной программы".

Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста)Изучение качества чтения и понимания текста.

Почему российские младшие школьники лучшие читатели в мире? И откуда берутся хорошие читатели в начальной школе?

PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся)Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся(2018 г.).

Структура PISA.

24.01.2019 г.

Занятие 3 Дистанционный семинар "Чтение в контексте развития информационного общества". 

Интерактивный рабочий лист занятия.

28.01.2020 г.

Занятие 4 Семинар "Деятельностный подход в формировании и развитии навыка смыслового чтения. Часть 1".

Ссылки для изучения и составления лэпбука:

Примерная ООП НОО

Примерная ООП ООО

Методическое пособие по формированию навыка смыслового чтения в начальной школе

Смысловое чтение. Стратегии смыслового чтения.

27.05.2020-29.05.2020

Занятие 5  Дистанционный семинар "Универсальные учебный материалы как инструмент формирования и развития навыка смыслового чтения". 

Цель занятия – создание деловой ситуации для знакомства с опытом внедрения системы формирования читательской грамотности.
Задачи:
1. Познакомиться со Всероссийским проектом «Универсальные учебные материалы».

2 . Подвести итоги работы Стажировочной площадки посредством выполнения итоговой работы.

3. Провести рефелексию работы Стажировочной площадки.

Знакомимся со Всероссийским проектом «Универсальные учебные материалы».

Как в международной, так и во российской педагогической практике для реализации современных задач обучения успешно используется такой инновационный инструмент, как рабочий лист.

Кратко о том, что такое рабочий лист рассказывает в своем видеоролике (нажмите для перехода к просмотру) эстонский методист Марина Курвитс. Посетите её мастерскую и узнайте о возможностях одного из веб-сервисов для создания интеллектуальных интерактивных рабочих листов.

Каким же образом можно использовать рабочий лист для формирования и развития навыка смыслового чтения?

Ответ на этот вопрос вы найдете на сайте (нажмите для перехода на сайт) всероссийского проекта «Развивающее образование для всех. Универсальные учебные материалы», автором которого является кандидат исторических наук Д.Д. Данилов. Узнайте о том, зачем и как разрабатывать рабочие листы к урокам для формирования и развития читательской грамотности в начальной и основной школах, посмотрев презентацию о проекте и вебинары сайта "Учи легко. Развивающее образование для всех." Познакомьтесь с программой апробации универсальных учебных материалов в рамках Всероссийского инновационного проекта «Развивающее образование для всех» в социальной сети. Попробуйте разработать собственный рабочий лист и представить его на обсуждение Данилову Д.Д. Удачные рабочие листы выставляются в Интернет-магазине проекта.

А теперь подведем итоги вашего участия в работе нашей Стажировочной площадки.

Посмотрите практическую работу учителя ОБЖ МБОУ "Гимназия №2" Покачаловой Е.Г. по применению стратегии смыслового чтения, нажав здесь.

Выполните задания итоговой работы в google форме. Чтобы правильно ответить на все вопросы итоговой работы в google форме, необходимо внимательно прочитать все информационные материалы и комментарии к каждому заданию, представленные ниже. а также выполнить интерактивные задания. Все задания сформулированы на основе тем, которые мы изучали на нашей площадке. Рекомендую открыть итоговую работу в google форме и, не закрывая её, обращаться к материалам, комментариям и интерактивным заданиям на этой странице нашего сайта.

Задание 1.

Внимательно прочитайте текст:

К универсальным формам функциональной грамотности относят:

коммуникативную грамотность как способность использования языковых средств, потребность в анализе и оценке коммуникативной деятельности;

социальную грамотность успешно социализироваться или входить и адаптироваться в

изменяющихся социальных ситуациях, предвидеть последствия своих поступков;

информационную грамотность как интегративный компонент функциональной грамотности младшего школьника, которая, раскрывается:

1)      в осознании необходимости расширить свое информационное поле,

2)      в способности ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации,

3)      в совокупности умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой, что не менее актуально;

читательскую грамотность как совокупность умений и навыков, отражающих:

· потребность в читательской деятельности как ценностно-смыслового ориентира с целью успешной адаптации в обществе с последующей социализацией, саморазвития и дальнейшего самообразования;

· готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации, обобщению представленной в них информации;

· способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Причем «грамотность чтения» в исследованиях PISA и PIRLS понимается как способность обучающегося понимать письменные тексты, оценивать пользу применения описанных ситуаций в жизни для достижения собственных целей и планов.

Таким образом, необходимо констатировать, что неотъемлемой компонентой функциональной грамотности является читательская грамотность, основой которой в свою очередь выступает смысловое чтение.

Выполните интерактивное задание (нажмите для перехода к нему), которое поможет Вам правильно ответить на первый вопрос итоговой работы в google форме.

Задание 2.

Рассмотрите психофизиологические механизмы чтения, выраженные в его видах.

Психофизиологические механизмы чтения  Виды чтенияЦель и результат
Восприятие текста (письменной речи): чувственное понимание. Восприятие устной и письменной речи
связано с непосредственным воздействием ее физических свойств на органы чувств, протекающие
в единстве с воздействием на читателя или слушателя ее смыслового содержания.
ОзнакомительноеПолучение в тексте какой-либо определенной информации без установки.
Построение комплексных образов читаемого. Способствует развитию образного мышления.
Прием через зрительный канал обуславливает работу механизмов антиципации, поскольку каждый
вид речевой деятельности располагает своими опорными признаками, зависящими от канала связи.
Имеется в виду не антиципация содержания, а антиципация структуры, главным образом, на уровне фразы.
При регулярных тренировках ребенок может научиться по первым буквам слова угадывать слово целиком,
по первым фразам – содержание всего текста.  Этот механизм – один из главных для чтения.
 Неразвитость механизма структурной антиципации фраз всегда является причиной медленного чтения и,
главное, непонимания смысла той или иной фразы, даже если все слова читателю знакомы.
Ученики должны быть вооружены алгоритмами распознавания и антиципации всех структур языка.
ПоисковоеНайти конкретную информацию для использования ее в дальнейшей деятельности. 
Развивает как образное, так и словесно-логическое мышление.
Темп чтения устанавливает сам читающий, поэтому он может вернуться к предыдущим языковым знакам,
вновь осмыслить их. Такая возможность благоприятна для функционирования механизма догадки. 
ПросмотровоеПолучить самое общее представление о содержании текста. 
Развивает как образное, так и словесно-логическое мышление.
Не менее важен для чтения и механизм логического понимания. Опираясь на зрительный образ,
гораздо легче осуществлять членение текста на смысловые куски и осмыслять их, проделывать анализ.
АналитическоеДетальное восприятие текста с анализом языковой формы.
Развивает как образное, так и словесно-логическое мышление.
Начальный этап обучения чтению происходит обычно в громкой речи.
Эффект проговаривания способствует формированию внутренних обобщенных схем,
является основой формирования внутренней речи.
СинтетическоеПрочное овладение лексическим и грамматическим материалом.
Развивает как об- разное, так и словесно-логическое мышление.
Следующий механизм – это механизм внутреннего речевого слуха. Мы как бы слышим внутри себя то, что читаем.ИзучающееТщательное прочтение с установкой на полное понимание текста и
сохранение в долговременной памяти.
 Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное
понимание текста и критическое его осмысление – это вдумчивое,
неспешное чтение,  предполагающее целенаправленный анализ содержащейся в тексте
информации, требующее от читателя полного понимания текста и  его осмысление.
Читающий не просто извлекает готовую информацию, но и сравнивает значение
читаемого со своим личным опытом.
Результат - понимание, осмысление и возможность использовать информацию текста
в дальнейшем.
 Различают два уровня понимания: – понимание на уровне значений, –
понимание на уровне смысла.
 Если читающий может вычленить основные смысловые вехи текста, установить
их соотнесенность  между собой, определить развитие сюжетных линий, иными словами,
может ответить на вопросы:
кто, где, когда, что, – это значит, что понимание достигло уровня значений.
Этим уровнем часто и ограничиваются учащиеся, передавая лишь основное
содержание текста, но не вникая в смысл поступков действующих лиц, т. е. не вскрывая
ни цели, ни мотивов их деятельности.
 Для того же, чтобы понять мотив и цель речевого поступка автора, необходимо
не только осознать содержание,  но и выяснить причины и цели поступков действующих лиц 
и через смысл их действий понять смысл речевой деятельности автора.
 Это и есть понимание на уровне смысла. Оно предполагает понимание того, что стоит за текстом.
Развивает как об- разное, так и словесно-логическое мышление.

Таким образом, понимание при чтении - это решающий момент чтения и как главная цель изучающего чтения и как главный признак.

Выполните интерактивное задание, а затем - второе задание итоговой работы в google форме.

Задания 3 и 4.

На третьем занятии нашей площадки мы говорили о чтении в контексте развития информационного общества.

Напоминаю, что при развитии у школьника информационной грамотности им последовательно осваиваются ее компоненты в ряде следующих задач:

  • Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребности);
  • Куда мне обратиться ? (выявление и оценка вероятностных источников);
  • Как получить информацию? (поиск и обнаружение конкретных ресурсов);
  • Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов);
  • Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов);
  • Что следует записать? (фиксация и сортировка информации);
  • Получил ли я нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка);
  • Как ее представить? (представление, коммуникация)
  • Каков результат? (оценка). 

 Эти этапы последовательно осваиваются все, а также в их взаимоотношениях друг с другом. Обучение начинается с младших и средних классов.

В наш информационный век, когда ученики постоянно обращаются к Интернету, на мой взгляд, очень сложно научить детей выбирать или отказываться от тех или иных ресурсов (сайтов в Интернете), критически их оценивать. Как это сделать? Какие инструменты использовать?

Для получения ответов на эти вопросы предлагаю познакомиться со статьей учителя внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 5 Конратьева К.Н., представленной в этом году на VII региональной и XIII муниципальной выставке-ярмарке инновационных управленческих и педагогических идей.

Выполните третье и четвертое задания итоговой работы в google форме.

Задание 5.

На четвертом занятии мы изучали стратегии смыслового чтения, знакомились с методическими пособиями о них: 

Методическое пособие по формированию навыка смыслового чтения в начальной школе

Смысловое чтение. Стратегии смыслового чтения.

Выполните пятое задание итоговой работы в google форме.

Задание 6.

На этом занятии мы изучали возможности рабочего листа в формировании и развитии навыка смыслового чтения. Вспомните ту информацию, которая была представлена по этой теме выше и выполните шестое задание итоговой работы в google форме.

Рефлексия.