МБОУ "Гимназия №2"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха "Гимназия №2 имени М. Грачева"
Наш девиз: "Действия наши свободны, побуждения чисты, а ум любознателен!"

Дистанционная конференция "Поиск эффективной стратегии формирования и развития функциональной грамотности обучающихся"

695 просмотров Добавлено: 23 марта 2021 22:33

Дистанционная конференция 

"Поиск эффективной стратегии формирования и развития функциональной грамотности обучающихся"

 Конференция состоялась 31.03.2021г. Её материалы смотрите и читайте ниже.

Организаторы конференции: 

- заместитель директора по учебно-методической работе МБОУ "Гимназия №2" Кадрилеева Лилия Николаевна, 

- заместитель директора по учебно-воспитательной работе Андреева Татьяна Геннадьевна, 

руководители школьных методических объединений предметных циклов,

- руководители ШМО классных руководителей.   

С 2019 года педагогический коллектив занимается поиском эффективной стратегии формирования и развития функциональной грамотности обучающихся. За это время мы провели работу по просвещению педагогов, родителей и учащихся о сути функциональной грамотности, её актуальности и значении для конкурентноспособности страны и каждого отдельного человека, искали вместе с педагогами инструменты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.

В рамках данного направления работы нами были проведены:

2019-2020 учебный год

- предметные недели и неделя науки, краеугольной темой которых была функциональная грамотность,

- интерактивная лекция для родителей "Зачем и как учить современных детей?",

- организовано участие группы педагогов МБОУ "Гимназия №2" в дистанционных курсах повышения квалификации ФИОКО "Формирующее оценивание",

- участие учителя английского языка Гашевой М.Д. в курсах повышения квалификации "Диагностика, формирование и развитие функциональной грамотности",

- организована Муниципальная стажировочная площадка "Формирование и развитие навыка смыслового чтения в условиях реализации ФГОС".

2020-2021 учебный год

- 15.07.2020г. педагогический совет-семинар "Функциональная грамотность как результат образования",

- 11.01.2021г. Научно-методический совет "Анализ формирования и развития функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности", на котором рассмотрели итоги участия учащихся 8-х классов в мониторинге функциональной грамотности и какие инструменты формирования функциональной грамотности учителя-предметники и классные руководители применяют, а также планируют применять в повседневной деятельности.

- в феврале 2021г. организовано участие обучающихся 7-8 классов в мягком мониторинге функциональной грамотности - интеллектуальном марафоне...

Проводя подготовку к данным мероприятиям, общаясь с учителями, посетившими курсы повышения квалификации, обсуждая проблемы формирования и развития функциональной грамотности на педагогическом и научно-методическом советах мы пришли к следующим выводам:

  1. Проведенные нами мероприятия дали обучающимся, педагогам и родителям понимание сути функциональной грамотности и её значения, повысили мотивацию к осознанному участию обучающихся и педагогов в мониторингах уровня сформированности функциональной грамотности.
  2. Есть особенности в диагностике и формировании функциональной грамотности. На курсах повышения квалификации учителей обучают диагностике и почти ничего не предлагают для формирования. Применение инструментов диагностики уровня сформированности функциональной грамотности (в том числе сборников издательства "Просвещение") в образовательной деятельности - это, не что иное, как натаскивание, которое даёт небольшой рост функциональной грамотности до определенного значения.
  3. В теории и практике наиболее проработаны инструменты формирования и развития читательской грамотности обучающихся. 

Наша конференция - это новый виток в поиске эффективной стратегии формирования и развития функциональной грамотности обучающихся. Вместе с нами в режиме интерактивной лекции и коллаборации мы обсудили возможности динамической модели развития функциональной грамотности, предложенной Е.В. Ермоленко и задачного подхода. 

Во второй части конференции мы вместе с руководителями ШМО предметных циклов в прямом эфире представили сконструированные самостоятельно по представленному на конференции алгоритму задачи на формирование и оценку функциональной грамотности.

Параллельно руководители ШМО классных руководителей вместе с педагогами представили практики формирования разных видов функциональной грамотности на внеурочной деятельности. С некоторыми из них вы можете познакомиться прямо сейчас:

Читательская грамотность

Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №2" Ильченко И.В. Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности (читательской)".

Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №2" Захарова И.Б. Мастер-класс "Игра "Умники и умницы" как способ формирования читательской грамотности".

Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №2" Шпортун Л.Н. Дистанционное занятие "Народные промыслы Подмосковья" в рамках курса внеурочной деятельности "Путешествие по родному краю".

Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №2" Поцелуева Е.А. Дистанционное занятие в рамках курса внеурочной деятельности "Риторик", 4 класс.

Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №2"  Чибисова Ирина Александровна. Матсер-класс "Облако слов как способ формирования читательской грамотности".

Математическая грамотность

Учитель начальных классов МБОУ "Гимназия №2" Крамар В.А. Мастер-класс "Применение графов в математике".

Естественнонаучная грамотность

Учитель математики и физики МБОУ "Гимназия №2" Маерина Ю.Д. Занятие "Инженеры будущего"в рамках курса внеурочной деятельности "Эврика".

Разные виды функциональной грамотности

Учитель истории и обществознания МБОУ "Гимназия №2" Русских А.В. Занятие "Что такое проект?" в рамках курса внеурочной деятельности "Социальное проектирование".